Как известно, всему свое время. И начинать заниматься с ребенком, чтобы избежать походов по врачам с диагнозом задержки общего развития, нужно максимально рано. К году все дети умеют хорошо сидеть и захватывать мелкие предметы, совершают попытки изъяснять свои желания при помощи звуков. Малышам становится особо интересен окружающий мир: они начинают пытаться открыть дверцу шкафа или выдвинуть ящик письменного стола; хотят дотянуться до розетки и выключателя; подолгу рассматривают игрушки, вертя их в руках. Все, это нужно максимально использовать в развитии новых навыков.
В формировании новых способностей у детей второго года жизни нужно делать акцент на двух направлениях:
- развивать умственные способности малыша и
- развивать мелкую моторику.
Развитие умственной сферы ребенка: речи, мышления, логики, способности анализировать.
Начнем с того, что все мы знаем о «детях-маугли», которые передвигаются на четырех конечностях, не владеют человеческой речью и своими повадками близки к животным. Такими дети выросли из-за отсутствия правильного примера для подражания: рядом не было тех, кто бы говорил, учил «уму-разуму» и демонстрировал «человеческий» образ жизни.
Уже с рождения и до 6 месяцев идет активное развитие слуха у ребенка. С полугода он начинает учиться понимать речь родителей: запоминает интонацию и наиболее часто повторяемые слова, пытается произносить слоги (лепечет). К году часто дети говорят: «ма-ма» или «ма-ма-ма», «па-па» или «па-па-па», хотя стойкой ассоциации с реальным человеком еще нет. Именно поэтому, самым первым этапом научения ребенка будет создание связи между словом и действительным объектом или предметом.
1 упражнение: учим окружающий мир. Для этого нам понадобится детская книга с крупными и яркими картинками, игрушки и все, что есть вокруг.
Показывая изображение животного, мы называем его и воспроизводим его речь. Например, «это — корова — «му!», а это — собака — «гав!»». При этом не забываем показывать пальцем на животное на картинке.
Берем в руки игрушку с хорошо выраженными чертами лица и называем их, показывая при этом. Например, «это — глазки, это — носик, это — ротик, это — ушки, это — ручки» и т.д.
Так можно делать со всеми предметами, но для лучшего эффекта выберите сначала какую-то одну группу предметов (животные, части тела, название игрушек) и повторяйте упражнение в течение дня несколько раз. Делайте это не навязчиво, не ждите моментальной реакции от ребенка. Постепенно он начнет запоминать и пытаться самостоятельно на своем «детском языке» называть предметы.
2 упражнение: учим цвета. Для этого нам понадобятся кубики четырех цветов (красные, синие, желтые и зеленые). Во время игры называйте цвета кубиков ребенку.
3 упражнение: учим слова-антонимы. Старайтесь в своей речи противопоставлять предметы друг другу. Например, «цветочек маленький, а дерево большое».
4 упражнение: читайте ребенку детские стихи (А. Барто, С. Маршак) и сказки в стихах (сказка о царе Салтане, о коньке-горбунке). Можно приучить ребенка засыпать под чтение.
Развитие мелкой моторики ребенка 1-2 лет.
1 упражнение: собираем пирамидку. Для этого упражнения нам понадобится пирамидка, состоящая из станины, на которую нанизываются детали (лучше разных цветов, чтобы параллельно можно было и цвет поучить) по убыванию их размера. Собирайте игрушку сами и объясняйте свои действия ребенку.
2 упражнение: играем с матрешкой. Показывайте как целый предмет превращается в половинки, учите ребенка составлять целое из частей.
3 упражнение: играем с шариками. Для этого нам понадобится любая игрушка, в которой есть функция проталкивания шарика через отверстие. Параллельно называйте цвет шарика, говорите слово «шарик», чтобы ребенок запоминал цвет и форму предмета.
4 упражнение: играем с предметами разными на ощупь. Давайте ребенку потрогать воротник пальто или шубу, мячик — «ежик», щетку, полиэтиленовый пакет, бумагу, игрушки из разного материала.
5 упражнение: во время купания используйте игры с уточками, лягушками и другими игрушками. Научите ребенка хлопать по поверхности воды ладошкой, чтобы повсюду разлетались брызги. Вы и малыш получите от этого несказанное удовольствие.
6 упражнение: дайте ребенку моток толстой пряжи для развития тактильных ощущений. Обязательно следите, чтобы нить не была порвана и съедена.
7 упражнение: ближе к двум годам, когда уже будет хороший результат от Ваших занятий с ребенком, можно начинать играть с крупами и бобовыми, пластилином или соленым тестом, крупными пуговицами.
Упражнения следует выполнять ежедневно, но совсем не нужно делать их все за один день. Внимание ребенка до 2 лет можно привлечь на 5-10 минут. За этот промежуток времени можно сделать 2-3 упражнения, и этого вполне будет достаточно. Проводите занятия в игровой форме, давая свободу действиям ребенка. Если в данный момент малыш не хочет собирать с Вами пирамидку, то стоит оставить его на какое-то время или выбрать другое занятие. Обязательно следите за безопасностью ребенка во время игры: все, что может быть откушено, проглочено, помещено в наружный слуховой проход (в ухо) или ноздрю не должно оказаться в руках годовалого ребенка.
Берегите себя и своих детей!