Особенности возрастного периода.
К этому возрасту Ваш малыш становится уже вполне самостоятельным человеком, который умеет ярко выражать свои эмоции и желания, способен думать и чувствовать, может хитрить и понимать. Конечно, все эти навыки приходят постепенно: шаг за шагом, по крупицам малыш ежедневно учится и познает мир. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – считается психологами переходным, так как наряду с чертами раннего возраста начинают прослеживаться черты младшего дошкольного периода (с 3 лет). Здесь родители начинают отмечать, что их кроткий и послушный ребенок превращается в упрямого, капризного, требующего и строптивого. Он хочет быть как мама и папа, быть наравне и пользоваться всеми предметами, которые есть на виду, не подозревая об их опасности (розетки, ножи, провода); а когда ему это запрещают, то на молодых родителей обрушивается буря негодования и слез.
В этом возрасте с ребенком надо учиться договариваться. Отговорки: «Ты еще маленький» или «Вот вырастешь…» — уже не пойдут. Такими словами Вы обижаете своё чадо; он не считает себя маленьким и начинает протестовать против такого положения дел. Отсюда вытекают истерики и капризы у более темпераментных детей или замыкание в себе и ожидание того времени, когда «я буду уже большим» у более спокойных ребят (как следствие могут возникнуть такие неврологические нарушения, как аутизм или задержка речевого развития).
Как быть?
1) учитесь поощрять самостоятельность ребенка: пусть он сам одевается и кушает ложкой, пусть сам застегивает молнию на обуви, пусть помогает маме по хозяйству и поливает цветы. Да, это долго и не всегда аккуратно, но эти элементы самостоятельности и ощущение востребованности в коллективе очень помогут Вашему малышу;
2) обеспечивайте расширение кругозора и общение со взрослыми и сверстниками. Сейчас очень много возможностей для этого: детский сад, центры развития детей, походы в контактные зоопарки, детские представления и развивающие шоу. Гуляйте на разных игровых площадках, учите ребенка здороваться с соседями и знакомыми, разрешайте получить билет у кондуктора при проезде в общественном транспорте, выбрать фрукт в супермаркете и взять чек после покупки;
3) не смейтесь над его поступками, относитесь с пониманием и вниманием к детской познавательной деятельности, комментируйте и объясняйте абсолютно все, что разворачивается перед глазами: как светит солнце, какая зеленая травка, почему вчера был дождик, а сегодня снег. Так Вы формируете у ребенка эмоции, стимулируете развитие речи.
4) давайте право выбора: интересуйтесь, во что ребенок хочет играть, какую еду хочет съесть, какая одежда больше нравится, хочет ли пойти гулять? Прислушивайтесь к полученным ответам.
5) всегда помните: Вы — образец поведения и отношения к окружающему миру. Эмоциональная и физическая связь с родителями по прежнему остается самой сильной в детской жизни. Даже свои собственные достижения отходят на задний план, если родитель по достоинству не оценил их. Никогда не выясняйте отношения с родственниками в присутствие ребенка: крики, скандалы и взаимные претензии не предназначены для детских ушей.
6) любите своего ребенка: обнимайте и целуйте, не стесняйтесь говорить о своих эмоциях, хвалите и улыбайтесь ему.
Во что поиграть с ребенком 2-3 лет? Развитие ребенка в игре:
1) развитие воображения: в период от двух лет, а особенно от 2,5 до 3 лет, активно развивается воображение. Ребенок учится подражанию и этим нужно обязательно воспользоваться. Учитесь изображать животных (крадитесь по полу как кошка, шипите как змея) и людей (варите суп как мама, забивайте линейкой воображаемые гвозди как папа, ходите с тростью как бабушка);
2) лепите из пластилина и создавайте поделки из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных (из листьев, веточек, шишек);
3) рисуйте — сейчас много пособий для рисования пальчиками и ладошками;
4) собирайте конструктор, пирамидки, матрешки;
5) листайте книги с картинками, читайте ребенку сказки и стихи, уделяйте внимание грамотности речи и словарному запасу;
6) слушайте музыку и танцуйте, учитесь угадывать название песни по первым аккордам;
7) играйте в ролевые игры (знаменитые «дочки-матери», стройте домик из мебели и вспоминайте сказку «теремок» и т.д.).
Физическое развитие ребенка 2-3 лет:
Не стоит забывать о физическом здоровье малыша: прививайте интерес к ежедневным занятиям гимнастикой и активным играм с мячом на свежем воздухе. Посоветуйтесь с педиатром о целесообразности и возможности закаливания.
Такой комплексный подход к развитию ребенка, безусловно, требует много времени и сил от родителей. Но, следуя описанным пунктам, Вы обеспечиваете ребенку психическое, эмоциональное, физическое здоровье и умственное развитие; минимизируете количество консультаций у психолога, логопеда и невролога со всеми вытекающими последствиями.
Будьте здоровы!