Еще совсем недавно родители учили ребенка сидеть и стоять, ходить и бегать, собирать конструктор и складывать мозайку… А теперь настал новый виток в жизни малыша, ведь ему скоро в школу! Это и радостное, и волнительное событие одновременно. Да еще к школе надо хорошенько подготовиться: обзавестись красивой формой, купить рюкзак и тетради. Но самое сложное, надо подготовить самого ребенка, а именно выучить буквы и цифры, научить немного читать и считать.
У родителей, как правило, настрой боевой. Они с трепетом выбирают азбуку и счетные палочки и планируют первый домашний урок!.. Но не тут — то было! Ребенок, с интересом изучив новую игрушку (а именно так воспринимается азбука), быстро теряет к ней интерес, вскакивает и убегает. При попытках возобновить обучение — закатывает истерику. Родители с мыслью вернуться к занятиям завтра, оставляют ребенка в покое. Но на следующий день картина та же: пару минут ребенок сконцентрирован, а дальше — крики, истерики, плач. «Может быть, я многого хочу от ребенка? Может рано заставлять его учиться?.. Но ведь скоро в школу, а другие детки уже по слогам читают» — думает мама. Как же быть в такой ситуации? Ответ надо искать на приеме у невролога, ведь с большой вероятностью у Вашего ребенка СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям сложно контролировать свое поведение и/или внимание. Установлено, что от 3 до 5 процентов детей страдают СДВГ. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, скорее всего хотя бы у одного будет СДВГ.
Основными симптомами являются: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти признаки появляются в довольно раннем возрасте. Но особенность данного синдрома заключается в том, что и у здоровых детей тоже могут в поведении присутствовать описанные симптомы. Поэтому не старайтесь самостоятельно поставить диагноз ребенку, а обратитесь за консультацией к специалисту.
Симптомы СДВГ появляются месяцами, т.е. длительно. Чаще сначала возникают признаки импульсивности и гиперактивности, а потом присоединяется нарушение внимания. Необходимо учитывать, что в зависимости от окружающей ситуации, проявляются разные симптомы в поведении у ребенка. Например, тот, кто «не может сидеть спокойно» в школе, или тот, кто «ломает все, что попадется под руку», заметен в школе и детском садике. На него жалуются учителя и воспитатели, или родители других детей. А невнимательные и рассеянные мечтатели, которые весь урок тихонько витают в облаках, могут остаться незамеченными. Тем не менее, у обоих могут быть разные типы СДВГ.
Все мы были детьми, и можем с уверенностью сказать, что периодами были беспокойны, совершали необдуманные поступки, мечтами и фантазировали; но при этом нас никто по врачам не водил и лечиться не предлагал. Это и понятно: подобное поведение не вызывало ни у кого опасений, потому что не мешало учиться в школе, посещать кружки, не портило отношений с другими детьми или домашними. Но если поведение ребенка выбивает его «из колеи», то здесь уже стоит задуматься и заподозрить СДВГ.
Согласно современным представлениям об СДВГ, в нем выделяют три типа.
1. с преобладанием гиперактивности/импульсивности;
2. с преобладанием дефицита внимания;
3. смешанный тип.
Гиперактивность / импульсивность
Гиперактивные дети все время в движении, всегда на ногах. Они крушат все вокруг, хватают предметы, играют со всем, что попадается им на глаза, постоянно о чем-то говорят. Для них невыносимо трудно сидеть за обеденным столом или партой и не крутиться, не отвлекать окружающих. Они ерзают на стуле, вертят ступнями, крутят пальцы рук, трогают что-нибудь, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство.
Импульсивные дети отличаются своей резкостью и внезапностью. Они не могут сдержать свою непосредственную реакцию, сильную эмоцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Частые неподходящие комментарии, вскрикивания от радости или горя, неосознанные поступки — обычные явления их поведения. Их импульсивность мешает им дождаться желаемого, им трудно в очереди в кассу в магазине, в очереди в игре (проще отобрать игрушку и обидеть друга); они если знают ответ на вопрос учителя, то неприменно будут выкрикивать его.
Невнимательность
Невнимательным детям трудно сосредоточиться на чем-то одном. Школьный урок идет невыносимо долго, становится скучным, сложно сознательно сосредоточить свое внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового; но уж если что-то действительно увлекло, то тогда проблем с концентрацией внимания не будет. Как следствие страдает обучаемость: сложно сделать домашнее задание, в котором и так полно ошибок, сложно собрать портфель и ничего не забыть.
Диагностические критерии СДВГ.
1. Проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 7 лет;
2. Нарушение должно длиться минимум 6 месяцев.
3. Поведение ребенка должно действительно создавать тяжелые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, в секции, во дворе на игровой площадке, дома или в любой группе людей, к которой он относится.
К кому следует обратиться, если Вы подозреваете у ребенка СДВГ?
Первым звеном может стать участковый педиатр. У него, как правило, большой опыт, ведь детей всех возрастов он видит ежедневно и в больших количествах. Если после беседы, у него сложится мнение об объективных проблемах у Вашего ребенка, он направит Вас к неврологу и психологу. Именно два последних специалиста, а в ряде случаев еще и детский психиатр, помогают ребенку справиться с особенностями его поведения.