Осознание своей болезни и готовность лечиться — уже начало исцеления

Задержка речевого развития.

Как много эмоций мы испытываем, видя первую улыбку ребенка… И кто сказал, что беззубая улыбка — это некрасиво?.. Но какое счастье овладевает родителями, которые слышат первую речь своего чада! Это даже не слоги, и тем более не слова. Это таинственные звуки, смысл которых останется загадкой на всю жизнь для всех.

Формированию речи отводится очень большая роль в жизни человека. Это не только одна из основных характеристик общего развития ребенка, но и способ социального контакта. Дети, развитие которых укладывается в рамки физиологического (нормального), довольно легко овладевают родным языком. Речь становится ведущим средством связи между ребенком и окружающим миром. Но так как речь — это высшая психическая функция (присущая только человеку), реализуемая деятельностью головного мозга, любые отклонения темпов ее развития должны быть вовремя зафиксированы.

Существует ряд условий, при которых человек овладевает грамотной четкой осознанной речью:

  1. зрелость коркового слоя головного мозга;
  2. сохранность слуха;
  3. зрелость артикуляционного аппарата (ответственный за четкость произношения слов) — это язык, щеки, губы, челюсти, зубной ряд и группа мышц, принимающих участие в движении нижней челюсти, голосовые связки;
  4. наличие постоянного речевого окружения с первых дней жизни ребенка. Именно при соблюдении перечисленных факторов развитие речи своевременно проходит все стадии: от гуления до грамотной речи взрослого человека.                                                                                                                                                                                                                                     

Речь представляет собой 4 составляющих:                                                                                                                                                                                                                      

1) то, что мы слышим;

2) то, что мы говорим;

3) то, что мы читаем;

4) то, что мы пишем.

Первые две составляющие — это разговорная устная речь, а вторые две — письменная. Чаще всего родители замечают наличие проблем при развитии разговорной речи. Это и понятно, ведь ребенок сначала пытается понять то, что ему говорят окружающие и высказать свое мнение; и лишь в более позднем возрасте учится читать и писать.                                         

Неврологическими причинами задержки речевого развития могут явиться:

1. патология течения беременности и родов;

2. нарушения функций артикуляционного аппарата (парезы и параличи мышц языка, нижней челюсти, голосовых связок);

3. поражение слухового нерва;

4. наличие психических заболеваний;

5. влияние наследственности;

6. влияние неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение взрослых с ребенком);

7. влияние перенесенных соматических и неврологических заболеваний.                                                                                                                                                                                      

Классификации речевых расстройств у детей (Л. О. Бадалян (1986, 2000):

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

  • Афазия — распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Нарушаться может как устная или письменная, так и оба вида речи сразу.
  • Алалия —это полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Причиной этого выступает недоразвитие речевых зон доминантного полушария головного мозга (у правшей левого, а у левшей — правого) или их поражения во внутриутробном, либо раннем постнатальном периоде.
  • Дизартрия —нарушение произношения звуков вследствие нарушения иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм).

  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Мутизм — состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Такое состояние может наблюдаться после сотрясения и ушиба головного мозга, тяжёлой психической травмы (пожара, гибели близких). При этом отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.
  1. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи номалии зубочелюстной системы, строения неба, короткой уздечкой языка). Ринолалия — гнусавость — изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости.
  1. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).Развитие речи у ребенка начинается с рождения, поэтому очень важно разговаривать с малышом с первых дней: во время игр, гигиенических процедур, прогулок и т.д. Наиболее активно развитие структур мозга, ответственных за понимание речи, начинается с шестимесячного возраста. Начиная с этого времени ребенку необходимо читать стихи, включать для прослушивания детские песни и музыкальные мультфильмы. Это необходимо делать ежедневно, по несколько минут пару раз в день. Давая таким образом речевую нагрузку, вы помогаете своему малышу в развитии речи, и ответная реакция не заставит себя долго ждать: ребенок начинает лепетать и к году произносит отдельные слоги с яркой эмоциональной окраской. Это проявление созревания структур мозга, ответственных за устную речь. Дальше, с каждым месяцем, идет расширение словарного запаса. К двум годам ребенок знает около 50 слов, понимает и верно выполняет двухэтапную инструкцию («сходи в комнату и принеси игрушку»). К трем годам — это уже 250-700 слов, ребёнок осваивает предложения из пяти-восьми слов; идентифицирует себя (называет свое имя, пол и возраст); понимает значение простых предлогов и выполняет задания типа «положи кубик на машинку»; становится ясным смысл прочитанных взрослыми коротких рассказов и сказок. В 4 года в речи уже встречаются сложные предложения, а нормой считается словарный запас в 1500-2000 слов. К 5 годам доступны для произношения 2500-3000 слов. Речь развернутая, редки аграматизмы, используются все части речи. 7 лет — время освоения 3500 слов; ребенок использует устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, не разлей вода и др.), идет активное усвоении письменное речи.

Если вы заметили нарушение речевого развития у ребенка, то для решения этой проблемы, Вам необходимо посетить ряд специалистов: невролога, Лор-врача, логопеда. Визиты ко специалисту лучше начать именно в такой последовательности. Почему? Потому, что чаще проблема имеет именно неврологические причины, а терять время в данной ситуации совершенно ни к чему.

Запись на сайт

Ваши ФИО (обязательно)

Ваш E-Mail будет использован для ответа (не обязательно, но желательно)

Номер телефона для связи с Вами (обязательно)

Тема

Опишите проблему вкратце

Я согласен на обработку и передачу своих персональных данных

Развивающие видео для детей
Домашние животные
Дикие животные
Учим цвета